Вестник цветовода
Меню
Реклама

Илья РАСКИН: ОСТОРОЖНО, НОВЫЙ ГОД

Конечно, современный фермер, оснащенный индустриальными сельхоз-технологиями – не патриархальный крестьянин, он вряд ли будет скакать через костер на Ивана Купалу, изгонять вредителей и вызывать дождь челобитьями и заговорами. Но не только фермер, все мы на природе – в лесу, в саду, на грядке, в особняке, коттедже, на даче, в гостях, даже на кухне – окунаемся в некую первобытность.

Когда крестьянин-садовник-дачник-огородник сажает картошку, малину, укропчик, любуется цветами, собирает яблоки, когда мы рвём травки, варим варенье, собираем, солим-маринуем грибочки, мы поневоле, частью – язычники. А язычество – это просто признание главенства Природы, уважение к ней. И кстати – это непременно хождение по кругу, повторяющиеся циклы.

Самый короткий цикл – суточный: день – ночь. Следующий цикл, побольше,недельный. Потом – лунный, месячный. Не все следят за фазами Луны (облака застят), не все об этих циклах знают, но у женщин – это особый, значимый календарь. Дальше больше – главные циклы, годовые. Здесь самое заметное – времена года, или иначе «сезоны». Для любого хозяйствующего, а особенно сельскохозяйствующего, субъекта годовой цикл самый важный. Да и цикл всей человеческой жизни – самый большой для каждого из нас цикл – очень похож на годовой, с теми же примерно «сезонами». Не случайно ведь детский сад – именно сад, а не завод. А молодежь, недоросли – «зелёные» ещё. А в старости седина покрывает голову, как снег землю.

Растительные аналогии в описании человеческой жизни – самые обычные в народной мудрости, в фольклоре. Время человеческой жизни (как и хозяйства) устроено по-круглому, причём маленькие круги здесь вписаны в большие, и всё это устройство вращается.

Неслучайно древние народные календари изображались всегда круглыми – и в камне, и на шёлке, и на пергаменте. Это уже потом, недавно, во времена «прогресса» мы придумали разные таблицы и отрывные блокнотики.

be90525044.1262031770_5.jpg

древний славянский календарь

Есть, конечно, в новой истории циклы и побольше годовых – политические, экономические – по нескольку лет, или десятков лет (например, «избирательные» циклы в политике, «кондратьевские циклы» в экономике…). Мы их здесь не будем рассматривать и обсуждать. Наша тема – взаимосвязь Природы и народа. Эта связь за многие столетия их взаимодействия отложилась в народной культуре, в фольклоре, верованиях и обычаях.

Так что же, если человеческая жизнь устроена кругами, циклами, то получается, что «ничего нового под Луной», всё то же самое? И так, и не так.

В «первоначальных», исконных представлениях о времени (и соответствующих календарях) всё действительно ходило по кругу. Никакой истории, «ничего нового». История (как направленность, «стрела» времени) впервые заявила о себе с распространением христианства, и это была действительно новость. Конечно, это была история библейская и церковная. И здесь самое интересное – это взаимодействие язычества и христианства, не только их явное противостояние, но и сращивание, симбиоз. В календарях появились довольно странные даты, праздники, образы и гибриды – иногда гармоничные, иногда причудливые.

f5f90f8855.933585263.jpg

календарь майя

Нельзя сказать, что в результате календарь получился ясным, стройным и понятным, скорее наоборот – весьма запутанным. Его «распутыванию» посвящено множество трудов историков, этнографов, фольклористов – ими наработано уже столько, что целого «цикла» человеческой жизни вряд ли хватит, чтобы всю эту премудрость освоить.

Не будем пытаться объять необъятное. Попробуем изложить только самое главное, устойчивое и интересное в народном календаре. Будем делать это помесячно – в каждом номере журнала.

Осторожно, Новый Год!

Когда встречать Новый Год, все знают – в ночь с 31-го на 1-е. Ну, есть ещё для любителей «старый» Новый Год – в ночь с 13-го на 14-е января.

Всё просто? Как бы не так! Боже мой, сколько календарей у человечества, сколько Новых Годов!

Вот, навскидку.

·21 января – 21 февраля: Новый Год по лунному календарю в Китае, Вьетнаме, Сингапуре, Корее, Монголии, Малайзии.

·24 февраля – индийский праздник Нового года Холи (время прихода весны).

·В ночь с 21 на 22 марта Новый Год приходит в страны, живущие по персидскому (астрономическому, солнечному) календарю: Афганистан, Таджикистан, Иран, Пакистан (Навруз – день весеннего равноденствия).

·1 апреля (или три дня в середине апреля) начинается Новый год в Бирме (фестиваль воды Тинджан).

·13 апреля празднуется тайский Новый год – водный праздник Сонгкран.

·1-го и 2-го числа месяца тишрея (обычно в сентябре-октябре) по еврейскому календарю Новый год отмечают в Израиле, где его называют Рош-а-Шана (с него начинается отсчёт дней нового года).

·11 сентября наступает Новый год в Эфиопии (религиозный праздник, тесно связанный с концом проливных дождей и приходом весны).

·С 31 октября на 1 ноября – ночь, известная в католических странах как Хэллоуин. Праздник подношения злым духам считается началом нового года у кельтских народов и исторически был связан с концом пастбищного сезона.

До конца XVII века Новый Год отмечался на Руси не в январе, а сначала в марте (в день весеннего равноденствия, как в древнем Риме), потом в сентябре (от Сотворения мира, как в Византии). С 1492 года преобладает сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Вместо «константинопольского» календаря, использовавшегося с 988 года, на Руси введён «византийский» календарь: начало года перенесено с 1 марта на 1 сентября.

Пётр I своим указом от 19 (29)декабря 1699 года приказал началом года считать 1 января. Летоисчисление «от Сотворения мира» царь указал заменить на летоисчисление «от Рождества Христова». 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова.

a759564a7d.1.jpg

Так и отмечаем по сей день. С наступающим!

Только, пожалуйста, будьте осторожны. Потому что…

«В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле, пугая весь крещёный народ. Начиная с этой ночи, вплоть до кануна Богоявленья, нечистая сила невозбранно устраивает пакости православному люду и потешается над всеми, кто позабыл оградить свои дома крестом, начертанным на дверях жилых и нежилых помещений. В эти страшные вечера, говорит народная легенда, Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь.

4184b3a954._1.jpg

Так говорит строгая легенда, созданная благочестивыми людьми в поучение ветреной молодежи. Однако, молодежь до сих пор не прониклась смыслом этого поверья и по всей великой Руси проводит святки в веселье, распевая песни, затевая игры и устраивая гаданья».(Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крёстная сила. Автор – популярный в XIX веке писатель и этнограф, исследователь духовной культуры россиян).





Вернутся в раздел Народный календарь