Вестник цветовода
Меню
Реклама

Надежда ЖУРОВА САД ПО СИСТЕМЕ СТАНИСЛАВСКОГО

7fadaa648b.dsc04875.jpg

Сад родственен театру: масштабная постановка под открытым небом, не статичная, многоплановая, живая. Причём, по жанру, мне кажется, сад ближе всего к опере, самому сложному сценическому действию, соединяющему в одном представлении музыку, драматургию, вокал, хор, оркестр, балет, миманс и сценографию*.

Садовое искусство такое же синтетическое, слагаемое из многих отраслей знаний, истории и культуры, сельского хозяйства и природопользования, архитектуры и строительства. Образ райского сада, заложенный Адамом и Евой в генетическую память человечества, каждый из нас по-своему воссоздаёт на собственном участке земли. Иррационально сажая цветы и деревья для красоты, мы превращаемся в режиссёров и зрителей садового театра. Великий реформатор и деятель русского театра Константин Сергеевич Станиславский*, создал стройную систему, как бы технологию постановки спектакля любого жанра. Эта система вот уже целый век носит его имя, признана во всем мире. Разобравшись в её основах и утвердившись в схожести процессов создания сада и спектакля, я хочу предложить применять основные постулаты Системы Станиславского в ландшафтном дизайне.

Предвосхищая возможный вопрос читателя, зачем всё это надо, когда существует Ландшафтный дизайн, а также море методик и советов, как сделать сад, отвечу коротко – для СЧАСТЬЯ. Если человек несчастлив в своём саду, его что-то раздражает, кажется несовершенным, то надо что-то менять. Обычно проще исправить сад, чем его хозяина, а иногда правильнее изменить своё отношение к проблеме, если нет сил на неё повлиять. Система Станиславского в садовом её переложении позволяет осмыслить уже имеющийся сад, понять, как сделать новый и, наконец, почувствовать себя счастливым в своём саду.

Как театр начинается с вешалки, так сад – с забора. Кстати, почему именно с вешалки, сейчас понимает не каждый. Но уж коль мы говорим о традиционных ценностях, а не об авангардных, типа Ленский в джинсах, то напомню, что приподнятое настроение, в коем раньше люди ходили в театр, поддерживалось уже в гардеробе, где дамы меняли калоши на туфельки, выдавались бинокли, а подавальщик пальто точно знал, когда тенор должен взять своё «до». Вешалка поддерживала эйфорию.

Так что же общего с забором? Сад в идеале – это любовь. А любовь, опять же, в традиционном понимании, чувство собственническое. Моя родина, моя земля, моя семья – понятия одного порядка. Эпоху огораживания должен пережить, по-видимому, каждый владелец земельного участка. Она позволяет выявить собственное «я» хотя бы для себя самого: это моя жизнь, моя территория, здесь я ставлю своё режиссёрское кресло. Та же эйфория и восторг того, кто пришел,чтобы творить и лицезреть. Забор может быть прозрачным или глухим, в первом случае мы как бы приглашаем на наше представление всех желающих, во втором – закрытый показ для избранных.

3bd3c8d6c2.pokaz.jpg

"Открытый показ" (сад неизвестных хозяев, снято с дороги)

ac47318e28.pokaz.jpg

"Закрытый показ"

Как правило, человек начинает любить то, что стало своим. Если приобретён долгожданный участок, обычно его хозяева потихоньку отождествляют его со своей новой малой родиной, им всё больше нравятся именно этот район (область), именно такие леса и реки, хотя прежде признавался только отдых на море. Те же, кто покупают землю и разбивают сад лишь потому, что так надо, что это престижно, потом или охладевают и продают именье, или же вовлекаются в новую историю любви.

Создание сада можно сравнить с репетицией, когда прорабатываются все акценты ролей, типажи характеров, время выхода, выверяется весь ансамбль многоголосия…. Как вы уже, наверное, поняли, артистами нашего садового представления являются растения, прославленные звёзды и новички, наши и иностранцы, у каждого своё амплуа и поклонники.

Наша сценография – это окружающая сад природа, соседние участки, постройки, малые архитектурные формы, дорожки и водоёмы. Осветители: солнце, луна, фонари и прожекторы. Оркестр: птицы, лягушки, кузнечики и т.п. Итак, все в сборе. Теперь слово за Станиславским.

Три кита системы Станиславского — сверхзадача, сквозное действие и работа актёра над собой.Так по порядку и начнём.

Сверхзадача

Каждый владелец сада может для себя или для своего ландшафтного дизайнера сформулировать цель, для чего ему нужен сад. Цели и задачи могут быть разные, но если призадуматься, можно выделить наиглавнейшую, так называемую сверхзадачу.Такое понятие как «для красоты» можно вынести за скобки, сад априори красота, и это не обсуждается.

Поясню на примере собственного сада. Сверхзадачей нашего сада является жизнь творческого семейного клана. В разные исторические периоды, а саду уже идет восьмой десяток лет, сад способствовал в буквальном смысле выживанию семьи, помогал выращивать и воспитывать детей, в нём играли на музыкальных инструментах и пели, он скрашивал старость пожилым, был основой наших дизайнерских и ландшафтных увлечений.

d076e44872.p1060236.jpg

Сквозь призму сверхзадачи, меня абсолютно не расстраивает наличие в нашем саду пруда без воды, горы стройматериалов, груды пустых горшков для растений, излишней тенистости из-за старых яблонь, экспериментальных посадок и череночников, а также наличие банальной теплицы из поликарбоната вместо выдержанной в английских традициях оранжереи-консерватории.

89014930f2.p1030519.jpg

Глубокий пруд с водой и бегающие по саду маленькие внуки плохо совместимы. Пусть он пока постоит сухим. Яблоневый сад, большие деревья, посаженные ещё дедом, дополненный нами – это гордость, красота и радость урожая, память детства.

e1cc14b25f.p1050597.jpg

Размножение растений, прививка – alterego моего мужа, а теплица с огурцами и помидорами – увлечение любимой невестки. Зато здесь всегда можно найти место, чтобы что-то изобретать и мастерить, сваривать металл, плести из ивы, строгать, ставить спектакли, играть в индейцев и т.д.и т.п. Вот вкратце и весь наш ландшафтный дизайн, в котором главное – это сесть всей семьей под деревом за большим столом, в будни и праздники, в горе и радости.

Наш сад не исключение. Я знаю ещё несколько подобных садов, где большие семьи сквозь десятилетия поддерживают в зависимости от эпохи необходимый баланс между огородом, плодовым и декоративным садом. Именно в таких семьях дети любят приезжать на дачу, не рассматривают сад как некую повинность, умеют быть счастливыми.

Другой пример – изысканное обрамление дома хозяевами, являющимися увлеченными садоводами. В таком саду первостепенное значение придаётся обихаживанию растений, хозяева подчас жертвуют своим отдыхом, пренебрегают другими интересами, лишь бы питомцы росли здоровыми и красивыми. Большая удача, если эту увлечённость разделяют другие члены семьи. В противном случае на алтарь счастья увлечённого садовода кладётся скучное исполнение долга его близкими. Увлекаясь, не стоит об этом забывать! Когда говорят, что красота требует жертв, имеется в виду от себя самого, а не от родственников.

Сквозное действие

В садовом контексте этот принцип можно интерпретировать так: в саду ничего не должно быть случайным. Всё, прямо или косвенно, работает на решение сверхзадачи. Вот, например, сверхзадачу сада нашей подруги можно сформулировать так: любование красивым природным видом из сада знатока и любителя декоративных растений.

37780b5f4f.img_1552.jpg

Плодовый сад и небольшой огород спрятаны за домом, который еле проглядывается, так как весь увит разными сортами винограда. Ухоженный миксбордер c редкими многолетниками, расположенный полукругом как бы выводит на главное место любования, удобные кресла у небольшого прудика с ивами и нимфеями позволяют наблюдать закат, а выкошенная полянка с тропинкой под гору непосредственно ведёт к этому виду.

4ec6f3ce12.img_1555.jpg

Влюбленность в природный пейзаж подчеркивается наличием многих дикорастущих деревьев, причём некоторые закамуфлированы под экзотические декоративные. Так здесь поступили с обычными клёнами из леса, превратив их ежегодной стрижкой почти в настоящие Acer Globosum.

46c9b53dab.kars2509.jpg

Ближе к объекту любования растут деревья, привезённые из путешествий по тайге хозяином дома. Теперь это память о нём и его любви к природе. А там, где глаза уже начинают устремляться вдаль, на поле и лес, почти у самой границы сада под подросшей берёзкой бережно оставлен не выкошенный круг естественного травостоя с ромашками и колокольчиками.

4217079c95.img_2946.jpg

Большое внешнее поддержано малым внутренним и уравновешивает декоративный сад с природным обрамлением. Счастлив тот, кто сиживал на крыльце этого дома и смотрел вдаль.

В чудесном саду нашей приятельницы из Малаховки, большого знатока растений,краеведа и просто щедрого садовода, все элементы сада говорят о его историзме и пристрастиях хозяйки к рододендронам и хвойным, а её супруга – к розам и винограду.

e2ffd73bba.p1040377.jpg

Неудивительно, что внутри бережно отреставрированного старого дома звучит пианино, льётся домашнее вино и разрезается яблочный пирог. История сада и растений – это история жизни и любви этой пары.

Работа актёра над собой

Третий кит Станиславского – работа актёра над собой, причём в отдельную статью выделена так называемая работа в предлагаемых обстоятельствах. Артисты нашего садового спектакля умеют работать. Они приживаются. Растут, размножаются. Им только, как и любому артисту, нужна помощь режиссёра. Сколько примеров в театральной практике, или, например, в сериалах, когда даже всеми любимый талантливый актёр не может спасти провальный сценарий и постановку. В этом случае мы между собой сетуем, что ему тоже хотелось заработать денег. В своём саду хотелось бы избежать таких параллелей. Ну а предлагаемые обстоятельства – это, в нашем случае, всё, что дано: почва, стороны света, роза ветров, стиль построек, пристрастия хозяев, декорации (природа и соседи), наличие домашних животных, и, извините за прозу, бюджет. Ландшафтный дизайнер или сам хозяин сада должны понимать, что принимая решение о планировании сада, посадках тех или иных растений, надо создать все условия для полного самовыражения артистов сада, иначе их игра будет приносить тревогу и расстройство вместо радости и счастья. В этом смысле не стоит гнаться за дорогими иностранными растениями, экспериментировать, если это вызывает в вас не азарт, а разочарование. Пестовать, выращивать таланты в садовом смысле – это помогать растениям, подкармливать их, пересаживать и формировать. Короче говоря, работать над ролью, данной именно в вашем саду.

Сад, полностью подтверждающий работу системы Станиславского, был обнаружен нами в этом году под Петербургом.

939bdebec6.img_2548.jpg

Хозяйка и создатель сада, Ольга Кобец, гостеприимно открыла перед нами калитку, сделанную, как и всё остальное, своими руками. Ольга не просто увлеченный садовод, она Мастер.

27afa86970.img_2565.jpg

Почти все деревья, кустарники, многолетники выращены Ольгой из семян, черенков, малых делёнок. Она не торопится, радостно наблюдает, как растут её питомцы. Как истинный режиссёр-ботаник знает про них всё, умеет заставить всех показывать себя с лучшей стороны, открывает новые таланты.

5e772f6a96.img_2594.jpg

Сверхзадачу её сада я бы сформулировала как «ландшафтная экспозиция коллекции любимых растений с главным принципом: максимум труда и вдохновения при минимуме затрат».

a4aaaad8fc.img_2596.jpg

Лейтмотив сада Ольги – голубой цвет и все его оттенки, от сиреневого до синего. Этот цвет мы встречаем в почвопокровниках и редких ирисах, розах и клематисах, многочисленных видовых растениях, хвое елей, сосен, можжевельников. Чтобы подчеркнуть красоту голубого, добавляется белый и золотисто-жёлтый. Действительно царское сочетание, очень подходящее к этой местности, где соседние деревни носят домашние имена Великих князей: Санино, Ольгино, Марьино, Владимировка и сгоревшая во время войны Константиновка. Много раз мы задавали вопрос, как же это растение тут так выросло? Ответ был один – просто я его очень люблю, часто подхожу, забочусь. Вместе с супругом они сделали замечательные, очень подходящие именно этому саду дорожки и площадки, роскошный пруд для водных любимцев, уютный и ласковый домик-баню.

f97b916011.img_2629.jpg

При нас для пущего удобства многочисленных лиан сооружалась надёжная пергола – берсо. Любовь Ольги к растениям безгранична. Так на террасе стоит красивый старинный буфет – подарок друга и учителя Юрия Борисовича Марковкого. Сквозь крышу как-то незаметно пробилась робкая лиана винограда и обвила верхнюю дверку. Ольга призналась нам, что пока не будет открывать буфет, ведь так красиво получилось. Ещё здесь строится большой дом, неспешно, с расстановкой. Снаружи он уже красив, и это сделано, чтобы не расстраивать Сад, которому хозяева отдают все предпочтения.

eed4409c14.img_2580.jpg

Станиславский считал, что разработанный им метод, позволит любому актеру, работая над образом, с честью справиться с ролью. Причём были разработаны признаки типических характеров, приёмы и даже шаблоны, помогавшие средним актерам играть вполне достойно. В садовом деле таких наработок полно. Сад любого стиля и направления, исторический и монохромный, восточный и западный, мистический и просто русский – всё расписано, как по нотам. Планы, ассортиментные ведомости, МАФы, стоимость, картинки… Этих типовых историй не надо бояться. Во-первых, они созданы на основании большого опыта ландшафтников, во-вторых, воплощая, вы всегда что-нибудь добавите своё, ну а в-третьих, не будем забывать про предлагаемые обстоятельства – вырастает у всех всё равно по-разному.

В садовом театре премьеры сменяются новыми репетициями и спектаклями. Вот выступила с аншлагом сирень, собрала полные сборы клубника, кто-то заболел или даже умер, нужна замена и новый ввод, подчас артисты, те ещё интриганы, подсиживают и выживают друг друга. За ними нужен глаз да глаз! Сделанный и осмысленный по системе Станиславского сад, позволит вам научиться отделять главное от второстепенного, почувствовать себя художественным руководителем этого уникального творческого процесса, а ещё - просто сесть на лавочку, оглянуться по сторонам и стать счастливым.

Занавес. Аплодисменты. Бис!

* Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) 1863-1938 – русский промышленник и театральный режиссёр, актёр, преподаватель. В 1888 году был одним из основателей Московского общества Искусства и Литературы. В 1898 году совместно с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр.

* Сценография – художественное оформление спектакля, существующее в сценическом времени и пространстве и включающее в себя декорации, костюмы, грим, бутафорию, освещение.




Вернутся в раздел Советы Журовых