Вестник цветовода
Меню
Реклама

Илья РАСКИН Народный календарь: ФЕВРАЛЬ

7e98002c78..jpg

«ФЕВРАЛЬ м. фебруарий, второй месяц в году, в 28 и 29 дней;стар. сечень, лютый; ныне народн. бокогрей, широкие дороги. Февраль три часа дня прибавит. Февраль воду подпустит, март подберет, южн. На сретенье (2 февраля) зима с летом встретилась: солнце на лето (поворотило), зима на мороз. Сшиби рог с зимы. От воробья стена мокра. Вьюги, мятели под февраль полетели! Птица завивает (обретает) гнездо, на обретенье, 24 февраля. В високос тяжелый месяц. Февральские оттепели».

Название месяца происходит от этрусского бога подземного царства Фебрууса, и связано с обрядами очищения (februa, februare, februum).

Народное именование февраля «бокогреем» связано с тем, что при первых весенних оттепелях, случающихся в феврале, скотина выходит из хлевов на солнышко «греть бока». Февраль – «широкие (или кривые) дороги» – понятно, почему: метели, сугробы заносят привычные пути, и приходится передвигаться где и как придется. Еще месяц называли «свадебным» – по зимним свадьбам, совершаемым от дня Богоявления до Масленицы. «Лютый» февраль – конечно, от обычных для этого времени морозов и метелей. Кстати, насчет февральских морозов: «Существует поверье, что во время сильных морозов должно насчитывать как можно более плешивых и лысых, чтобы «мороз треснул».[1] Не совсем понятно, как считать лысых в морозы: ведь они, скорее всего, ходят в шапках – видимо, это надо делать в теплых помещениях? Но ведь, если даже не вести учет лысых и плешивых, морозы все равно «треснут», весна не за горами!

Наиболее значимый февральский праздник чаще всего – Масленица, знаменующая новое рождение, преображение мира. Масленица – праздник календарно-подвижный, привязанный к Пасхе, а дата Пасхи вычисляется по довольно непростой формуле. В В этом году Масленица начнется 24 февраля и продлится до 2 марта, так что о Масленице подробнее еще будет повод поговорить. Однако заметим: традиционные масленичные развлечения – «катальные горки», снежные крепости, сражения снежками (и не только) практикуются народом, особенно детским, независимо от церковного календаря, просто по погоде – а февраль к этому всегда располагает.

Сегодня «катальные горки» выросли в серьезный бизнес (спортивный, разумеется). Посмотрите, сколько стоят эти развлечения для Сочинской олимпиады! Нынче серьезные «горки» – это бобслей, скелетон (господи, кто додумался так назвать весьма травмоопасный вид спорта?), горные лыжи, сноубординг, фристайл (еще и керлинг – «катальные плоскости» для камней со швабрами). Но просто «горки» никуда не делись. И дети катаются на сплющенных картонных коробках, на пластиковых «подпопниках», разных надувных предметах и, конечно, на обычных санках. Это радует куда больше, чем «скелетон».

1 февраля: Макарьев день. Какова погода первого числа, таков весь февраль. Ясный, солнечный Макарьев день – ранняя весна. Если на Макария метель, то метель на всю масленицу.

4 февраля: день Святого апостола Тимофея.

10 февраля: Кудесы, день угощения домового. «Живет-слывет он обычно не под своим прирожденным именем «домового», которое не всякий решится произносить вслух (отчасти из уважения к нему, отчасти из скрытой боязни оскорбить его таким прозвищем). А величают его, за очевидные и доказанные услуги, именем «хозяина» и за древность лет его жизни на Руси – «дедушкой».[2] Если дедушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага он превратится в весьма вредного и опасного духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полуночи, когда домовой придет ужинать. Кстати, верным признаком присутствия домового служат разнообразные кошачьи хулиганства: ведь кошка не сама по себе дурит, это дедушка с ней развлекается!

11 февраля: Велесов (Власьев) день. «В языческой жизни наших отцов было поклонение Волосу, или Велесу, истукану скотия бога, находившемуся в числе киевских божеств. Имя его известно нам еще по договорам русских с Царьградом. Так в договоре Святослава с греками сказано: «Да имеем клятву от бога, в его же веруем, в Перуна и Волоса, скотья бога».[3] В дальнейшем место Велеса занял великомученик Власий. Не только по созвучию имен: Власий считается защитником и покровителем всяческой живности (волосатые-мохнатые), особенно дружественной и полезной людям, включая городской и дачный мелкий усатый скот.

13 февраля: бессребреники мученики Кир и Иоанн и с ними мученицы Афанасия и дочери ее: Феодотия, Феоктиста и Евдокия.

14 февраля: день святого Валентина (день всех влюбленных).

Праздник не православный, в русских святцах не значился. Просим прощения у ревнителей суровой старины… но, что делать, «валентинки» уже вошли в быт, да и ничего плохого в этом празднике, вроде бы, нет.

15 февраля: Сретенье.

Сретенье Господне (Громницы, Сустретенье) – в числе «двунадесятых», то есть двенадцати важнейших праздников Христианской Церкви.

В основе праздника – рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в Иерусалимский Храм. Согласно обычаям, на сороковой день после рождения ребенка, женщины должны были совершить в храме послеродовое очищение, вслед за которым проводился другой ветхозаветный обряд – посвящение ребенка-первенца Богу Яхве. Для совершения этих обрядов Святое семейство посетило храм в Иерусалиме, где и произошла знаменательная встреча Богомладенца с праведником Симеоном, давшая название празднику. Встреча Симеона, ставшего символом ветхозаветного народа Израильского, и младенца Иисуса Христа - это не только евангельское событие; Сретенье в истории христианства символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов.

Однако в русской крестьянской среде значение праздника нередко трактовалось в традиционно-языческом смысле. Для малограмотного населения «встреча» Ветхого и Нового Заветов (которых не читали) была чем-то чрезмерно «книжным» и заумным. Родная природа куда ближе.

«Сретение Господне не считается в крестьянской среде большим праздником. Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знают, какое событие вспоминает в этот день православная церковь, а самое название праздника – «Сретение» – объясняют таким образом, что в этот день зима встречается с летом, т. е. начинают ослабевать морозы, и в воздухе чувствуется приближение весны. Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяют с этим днем множество земледельческих примет».[4]

16 февраля: Починки. Праздник своеобразный,даже единственный в своем роде. Не выходной, а настоящий рабочий день. Следуя поговорке «готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного и прочего инвентаря. Роли всех членов семьи были расписаны заранее. Ремонт сбруй и прочей конской упряжи доставался старикам, чей опыт не оспаривался. Следующее поколение чинило бороны, телеги и прочий прицепной инвентарь. Внукам доверялась починка мебели: лавок, столов, табуретов и т. д. Бабушки доставали из сундуков платья и бережно приводили их в порядок, проветривали, чистили, следили, чтобы на них не завелась моль. Женщины помоложе и юные девушки штопали белье, ставили красивые заплатки, давая одежде новую жизнь. Девочки подросткового возраста отмывали посуду от накипи и сажи. Ближе к обеду, когда начинали появляться первые результаты работы, все, что уже было приведено в порядок, торжественно выставлялось и вывешивалось во дворе или в доме. На обед в Починки обычно готовили сытную кашу, заправленную поджаренным салом –саламату. После обеда приводили в порядок сени, хлевы, курятники. Завершение трудового праздника – посиделки с пирожками.

20 февраля: день святого Парфения.

24 февраля: Неделя о мытаре и фарисее. «Неделя» здесь означает воскресенье, в которое проводятся службы, посвященные определенному событию библейской истории. С этого дня начинается подготовка к Пасхе.


[1] Афанасьев А.Н. «Поэтические воззрения славян на природу».

[2] Максимов С.В. «Нечистая, неведомая и крестная сила».

[3] Сахаров И.П. «Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым».

[4] Максимов С.В. Цит. соч.




Вернутся в раздел Народный календарь