Вестник цветовода
Меню
Реклама

Галина ИНОВЕНКОВА Веранда, терраса, балкон

45745ad984.__stranica_06.jpg

В объединении дома и сада важную роль играют террасы, веранды, балконы. Пространство сада как бы пронизывает дом и проникает в архитектуру через увитые растениями террасы и балконы, через окна и стеклянные двери. Дорожки, ведущие от террас и веранд в разные уголки сада, площадки, беседки, скамейки, скульптура соединяют дом и сад в одно композиционное целое. Балконы, террасы, веранды выполняют как эстетические, так и полезные функции. Как архитектурные элементы здания, они дают дополнительный объём и делают фасад дома более разнообразным и выразительным.

b6546454e3.__stranica_07.jpg

От гульбища к веранде

Балкон, терраса, веранда – архитектурные термины, которые пришли к нам из Европы. В России до XVIII века фасад жилого дома украшали крыльцо с лестницей и рундуком (так называется верхняя площадка крытого крыльца), окна с резными наличниками и ставнями, иногда гульбище.

f953b832de.__stranica_08.jpg

Типы крылец и окон отличались большим разнообразием – от очень скромных, до роскошных. Лестницы были с резным или сплошным ограждением. Гульбище – это крытая галерея на столбах, которая окружала здание с двух или трёх сторон на уровне подклета или второго этажа. В церкви это было место, где прихожане дожидались службы, а в домах гульбище устраивалось для того, чтобы можно было обойти строение и закрыть ставни.

f4883bad55.img_2183.jpg

Открытое гульбище имеет трапезная в Троице-Сергиевой Лавре. Жилые крестьянские дома с гульбищем можно увидеть в музее-заповеднике в Кижах. На изображениях некоторых усадебных домов видны длинные, вдоль всего фасада балконы–галереи, которые можно приравнять к гульбищу. Например, в летнем доме-светёлке А.В. Суворова в Кончанском, в доме А.П. Ганнибала в Петровском, в усадебном доме Трубецких в Меньшове.

В многочисленных преобразованиях, проводившихся Петром Первым в начала XVIII века, большое место отводилось в том числе и устройству загородных резиденций, созданию садов и парков. Ещё до начала строительства Петербурга для ознакомления с европейской цивилизацией и культурой Пётр отправлял «за моря в науки» «вояжёров», именитых дворян. Один из них, стольник П.А. Толстой в своём дневнике (1697–1699 гг.) рассказывает о посещении дворцов и парков Польши, Вены и Рима. При описании он использует привычные для русского человека того времени слова: чердак (беседка, ротонда), палата (комната), гульбище, рундук и др. По ходу путешествия он знакомится с иностранными словами, пополняя свой словарный запас. К концу своих странствий он уже хорошо владел итальянским, а было ему уже за 50. Толстой затрудняется дать названия тому, что он видит впервые: скульптурам, каскадам, террасированию, лабиринтам, топиарному саду и т.п. Но при этом он всё подробно и обстоятельно описывает. Например, скульптуры: «В саду поставлено зело много столпов каменных, имеющие на себе вырезаны из белого камени подобия человеческие, мужеска полу и женска, также подобий зверских, скотских и птичьих много, зделаны изрядным мастерством, а поставлены те все подобия промеж цветов для украшения саду». Самый большой интерес у русских путешественников вызывали фонтаны, из которых «зело дивно текут вверх высоко чистые изрядные воды». Пройдёт немногим более двадцати лет, и уже в Петербурге «чужестранные» гости будут восхищаться одним из самых выдающихся ансамблей Европы – фонтанами Петродворца.

Дальние виды

Наличие террас, веранд и балконов обеспечивает множество видовых точек. С разных сторон дома можно созерцать не только свой сад, но соседние, и, конечно же, любоваться местным природным ландшафтом в любую погоду, с весны до осени. Стоя на балконе, террасе или у окна человек ощущает себя частью пейзажа и испытывает чувство единения с природой. В садовом искусстве Китая виды за пределами собственного сада называли «заимствованными» и включали в композицию сада. Виды подразделялись на дальние (горы, рисовые поля), на ближние (крыши павильонов соседнего сада или отражение садовых построек в водоёме). Были ещё заимствования сверху, например, «поднять глаза и увидеть летящие косяки белых цапель». Были «нижние» заимствования: «Глядя в ручей любоваться игрой лунного отражения».

075ca66efe.__stranica_09.jpg

Полезные функции террас и веранд разнообразны, их дополнительную площадь можно использовать как жилые помещения – сделать спальню, кабинет, столовую, летнюю кухню. Не стоит превращать террасу в склад ненужных вещей или кладовую, держать здесь велосипеды, хозяйственный инвентарь. Для этого есть гаражи и сараи. На террасе можно заниматься домашней работой, выращивать рассаду, принимать соседей, играть в настольные игры. Террасы укрывают от солнца, дождя и любопытных взглядов. В любую погоду на свежем воздухе, вдыхая аромат любимых цветов можно читать романы или журналы по садоводству, размышлять или заниматься медитацией. Впрочем, что делать или, наоборот, чего не делать – каждый решает сам, в зависимости от своих склонностей, желаний и настроения.

b33824bbf8.__stranica_19.jpg

Стиль и мебель

Террасу и дом строят в одном архитектурном стиле. Если дом деревянный, в деревенском или русском стиле, то элементы террасы – ограждения и столбы украшают резьбой, характерной для русского народного зодчества. Та же терраса на фасаде кирпичного дома будет выглядеть нелепо. Если террасу планируют застеклить, то выбирают стёкла большого размера, чтобы не разрушать панорамный обзор и не мешать солнечному свету. Для комфортабельного времяпровождения терраса должна быть вместительна, желательно не менее 12 квадратных метров. Декоративное оформление террасы тоже согласуется со стилем дома и садовым ансамблем. В оформлении участвуют мебель, светильники, вазоны и растения. Мебель следует выбирать лёгкую, чтобы её несложно было перемещать. Для любых террас идеально подходит удобная плетёная мебель в дачном стиле. Кресло-качалка внесёт на террасу ноту праздной жизни и напомнит, что пора, наконец, присесть и отдохнуть. Вазоны хорошо распределить по углам, горшки с цветами поставить на ступени лестницы. Вариантов много. Главное, не перегружать пространство. Ступеньки террасы следует облицовывать рифлёной плиткой. Уютную семейную атмосферу дачного вечера поможет создать лампа под абажуром, а свечи в старинных подсвечниках сделают вечер романтичным.

Утро помещика

Многие отечественные мемуары начинаются с воспоминаний детства. Утреннее пробуждение, лучи солнца в комнате, ощущение бесконечного, беспричинного счастья. Впереди длинный, беззаботный день, он сулит много интересного и увлекательного. В доме уже чувствуется аромат кофе и горячего хлеба, слышится звон чашек – это сервируется стол к утреннему чаю. В хорошую погоду накрывают на террасе, ведь на свежем воздухе всё гораздо вкуснее, а вокруг так красиво. На белоснежной крахмальной скатерти около самовара хрустящие калачи и булочки, масло, варенье, мёд, сливки, – всё из собственного хозяйства.

caa1f70685.__stranica_18.jpg

Образ хозяйки – матери семейства из воспоминаний З.А. Шаховской: «Она сходит по ветхим ступенькам террасы в своём летнем пеньюаре и всё преображается, все краски становятся ослепительными. Солнце светит ярче, цветы пахнут сильнее. Я бросаюсь к ней в её объятия и растворяюсь во всепоглощающей любви». Будущий поэт, юный герой автобиографического романа К.Д. Бальмонта «Под новым серпом» ранним майским утром выходит на террасу с чашечкой кофе для того, чтобы «поздороваться с солнечным благовонным воздухом. Долго смотреть на лиловые и белые гроздья сирени, любоваться на странно волнующий своим праздничным видом огромный куст жёлтой акации и думать – не думать, а чувствовать, что в этих цветах рассыпался солнечный свет... Слушать долгий гул шмелей и знать, что это мелькают мои жёлтые и белые бабочки, потому что если что любишь – это моё».

Русская природа, деревня, дворянская усадьба были любимыми темами русских поэтов, писателей и художников. Это была их Россия, потому что если любишь, то это твоё.

Распорядок дня в усадьбе был приблизительно одинаков. Вставали рано (для гостей делалось исключение). По утрам перед домом у крыльца или террасы уже стояла толпа крестьян. Помещик выходил на террасу, приносили стулья, он выслушивал просьбы и жалобы, давал советы, разбирал споры. Из воспоминаний С.М. Волконского: «В воскресенье утром у меня на крыльце своего рода приёмный день. Тот просит «скостить», тот – «отпустить», у того корова «похарчилась», тому соломки на крышу, тому хворосту на плетень, кирпичей на печку...»

3cf039ffab.__stranica_14.jpg

Приходил управляющий и решались ежедневные хозяйственные вопросы по имению. Иногда после утреннего чая на террасе располагались хозяйка, повар, экономка. Они обсуждали меню и наличие припасов. Многие помещицы владели медицинскими навыками и закупали лекарства с расчётом на крестьян. С самого утра у террасы стояла очередь крестьян, нуждавшихся в медицинской помощи. Хозяйка давала лекарства, делала перевязки, примочки. У Чехова в Мелихове на балконе флигеля был установлен флагшток. Когда он приезжал в имение, то поднимал маленький красный флажок, чтобы крестьяне знали, что можно приходить за консультацией и помощью.

Продолжение следует




Вернутся в раздел Сад в истории и искусстве