Вестник цветовода
Меню

Ландшафтный тренинг с Мариной КРЯЧКО. Урок второй

Центр креста можно нарисоватьв любой точке сада, расположив его стороны под любым наклоном к границе или дому. Линии, образующиекрест, воспринимались нами как линии раздела ландшафтных сред. Но возможностипроектировщика на этом не исчерпываются. Арсенал ландшафтного дизайнера гораздо шире. И весь он должен быть на вооружении, когда в голову, приходит какая то планировочная идея. Ведь прочерченная линия на плане может быть дорожкой, но может быть и каналом, может статьживой изгородью, а может и ступенью. Эта линия может быть широким цветником, может состоять из идущих друг за другом площадок, а может стать подпорной стенкой или лестницей. Эта линия может сужаться и расширяться, превращаться в помост или газон, состоять из растений, из шпалер, из воды. Может быть просто воображаемой линией, а не материальным объектом, может быть тенью, может быть металлом, может быть васильками с толокнянкой.

С одной стороны – полная свобода, а с другой непременные ограничения.

Научиться работать в условиях ограничений не только полезно в качестве тренировки перед началом садовой практики, которая всегда полна ограничений. Ограничения полезны, чтобы понять главное и не путаться во второстепенном и в мелочах. Живописцыначинают учиться рисовать, пользуясь одной краской, разбираясь в тонах, переходах, освещенности, потом прибавляют еще одну–две краски, прежде чем захватить всю палитру.

Так и мы будем оперировать в своих задачах не всей возможной палитрой растений для нашего региона, а их очень ограниченным ассортиментом.

Эти растения будут создавать скелет сада, его основу. И в некотором роде станут условными представителями того широкого набора, которые в дальнейшем окажутся в нашем распоряжении

Проектировать мы будем всегдана конкретном участке. Площадь участка с домом – 700 квадратных метров. Расположение дома очень типичное: он расположен ближе к одной из сторон участка, недалеко от улицы, имеет выход в сад. За домом участок около пяти соток. На участке три старых дерева – две липы, растущие под западным забором и яблоня почти посередине участка.

7aced53319..jpg

Убирать или включать в план нового сада существующие деревья – этот выбор остаётся за вами.

Начнём мы с самых распространенных решений.

Так же как, в простоте душевной, на вопрос про фрукт отвечают – яблоко, а про поэта – Пушкин, так же на вопрос «что может пересекаться в саду», следует самый ожидаемый ответ – дорожки.

Пример первый.

2e16268485.1.jpg

Мы с первого примера попытаемся уйти от банального прочтения. В нашем примере пересекаются дорожка и широкая посадка однородной растительности, например, невысокого кустарника, по которому двойнойполосой в шахматном порядке высажены растения колоновидной формы. Перекрещивает эту посадку дорожка, связывающая дальние, отнесённые к противоположнымзаборам двесимметричные площадки. На плане на них установлены скамьи. Просмотр от площадки к площадке перекрыт двумя рядами высокого кустарника. Здесь важно не жадничать, и высадить именно высокий кустарник, который сможет изолировать, хотя бы визуально, площадки. Но не только для установки скамеек могут использоваться эти площадки. Очень интересна здесь смысловая незавершённость проекта, когда самим проектировщиком оставляются резервыдля манёвра.Задние резервные площадки могут быть использованы хоть для огорода, хоть для павильона с коллекцией кактусов, или как площадка для медитаций или установки гребного тренажера

Изгороди вдоль центральной террасы, справа и слева под забором связывают всё решение в единое целое, повторяя , но уже в однорядномварианте, решение в дальнем конце участка.

Пример второй.

c3d5ebf546.4.jpg

Другой пример: крест выполнен из газона и немного смещён от центра участка.

Такое несимметричное решение плана позволяет получить достаточную глубину бордюра для посадки крупных растений. Кроме того вынос бордюра ближе к дому позволяет визуально разбить сад на несколько частей. И при простейшей планировке создать дополнительную интригу при передвижении.

У многих само слово крест связано с формальностью и геометрией. Бывает, что всё внутри сопротивляется такому требованию. Душа хочет природы, свободы, кабачков и смородины. А приходится рисовать некие границы. Неужели нельзя их обойти? Конечно же, можно! И вот остроумное решение, которое мало того, что демонстрирует нестандартный подход к планировке, но и предлагает пересечение малораспространённых декоративных элементов – внутреннего садового заборчика и садового канала.

Пример третий.

147a461741.7.jpg

Канал пересекает условный ландшафт из целой череды островов растений, а невысокая ограда, которая сама по себе декоративный элемент, отделяет садовую идиллию от огорода.

Вот пример нашего сада, где крест образует рисунок стриженых растений.

А вот крест из шпалер, возле которых высажены яблони, а в центре установлена беседка увитая розой.

План сада, разработанныйИгорем Федоровым, в котором пересекаются каналы:

65a281a28e.3-5_var-2fotoshop.jpg

Задача №1.

Придумать планировку, в основу которой положена фигура крест.

Можно использовать четыре обязательных растения: тую западную, лапчатку‘Голд Фингер’, розу ‘Голден шоверс’, сирень ‘Тарас Бульба’ и пятое растение по выбору. В количестве растений вы не ограничены.

6be435ba29.001-tabl.jpg

Вот пример решения такой задачи.

571aa69454.001-bez-usl1.jpg

Рассматривая этот план, не сразу догадаешься, где крест. И это понятно, автор вдохновлялся идеями модернизма. На самом деле крест образован линией посадки трех туй и линией газона, имеющего вид трапеции. Линия посадки туй привязана к существующему дереву. Таким образом, старая яблоня задействована в планировке нового сада. Ей отведена своя роль, с её присутствием не просто смирились, её не просто терпят, она служит важным элементом садовой оси. К этим же садовым элементам можно отнести ипросвет в сиреневой изгороди. Три туи, яблоня, просвет в двойном ряду высокого кустарника объединены одним назначением: задать визуальною ось, заканчивающуюсянавесом в углу участка.

Этот навес закрыт от основного пространства сада. Сирень перед навесомвысажена в два ряда, чтобы обеспечить нужную непроницаемость для взгляда.Такая изолированная территориягодится и для посиделок возле садовой печи, и для организации открытойлетней кухни, и для создания рабочего кабинета или мастерской.

Вся остальная «светская» жизнь вынесена на мощение большой площадки, которая трапецией расширяется от дома. Примерно посередине выносную террасу пересекает водоём. Сторона водоёма, обращённая к дому, линия бордюра из лапчатки и ближняя сторона живой изгороди из сирени образует одну линию.Эта линия разделяет открытые площадки сада на анфиладу комнат.

Комната под яблоней с двух сторон окружена сиренью, имеет выход к водоёму и небольшому бордюру. Её стилистика за счёт яблони, сирени и розы у забора более домашняя, традиционная. Онаотличается от оформления территории, непосредственно примыкающей к дому. Здесь высятся столбами туи, ряд крупного можжевельникас голубоватой хвоей между домом и газоном вызывают в памяти посадки в старых советских паркахиоформлении общественных зданий.

Преграда из можжевельника между газоном идомом выглядит внушительно и чётко артикулирует выход на газон с выступающей части террасы.

Но общее впечатление казённости остаётся: слишком растиражированные образы, слишком распространённые и надоевшие сочетания растений. Можно ли исправить положение? Мне кажется, большое значение будут играть детали – рисунок и материал мощения, оформление садового фасада дома, садовые украшения – вазы, скульптуры. Прекрасно умерят официоз вьющиеся растения – розы, высаженные у стен дома. Но здесь нельзя удариться в другую крайность. Нужна мягкость, но мягкость модернистская, а не псевдоклассические мраморные ангелы, нужна современность, но с привкусом кустарности.

Тройное повторение в проекте бордюра из лапчатки, соединённогос посадкой вьющихся роз, очень удачная деталь работы. Бордюры везде разные по форме и размеру и посадка роз осуществляется в нихпо-разному. Вдвух бордюрах с западной стороны участка розы высажены возле декоративных пирамидок, а в бордюре возле водоёма на решётку вдоль забора. Повторение мать учения – любимая присказка моей бабушки. Как ни странно, она оказывается справедлива и при планировании сада. Повторение в проекте нескольких бордюров с похожим ассортиментом растений как ничто другое сделает сад цельным.

Посадка с южной стороны участка в освещении западных лучей солнца будетвыигрышно смотреться с террасы и газона.

Особенность проекта – большая площадь мощения. Это не вызывает протеста при достаточном объёме растений. При этом крупных деревьев нет, и сад всегда будет оставаться открытым и наполненным светом, что не противоречит модернизму. Наоборот: представить модернизм в виде зарослей трудно.

Задача № 2.

Сделать такую же крестообразную планировку,но с другим ассортиментом растений: спирея японская‘Kриспа’, скумпия кожевенная ‘Акебия’, молиния тростниковая пятый элемент на ваш вкус.

3dd54e3049.003-tabl.jpg

Пример решения.

cc061df94e.003-bez-usl.jpg

Пятым растением выбран граб. Крест в этом проекте еле обозначен – это декоративная дорожка, которая больше напоминает узор, а не дорожкуиз круглых бетонных плит. Плиты положены широко, и когда смотришь в сад из дома или с террасывыглядят красиво, но ходить по такой дорожке не очень удобно. Если же плиты положить так, что расстояние между их центрами составит 70 сантиметров (размер среднего шага), то узор получитсяпохожим на ряд частых бус.

Автор настаивает, что декоративность дорожек приоритетна, и ходить по ним особенно не предполагается, да и незачем. К круглому центральному водоему в хорошую погоду всегда можно подойти по траве, авсе части сада связаны довольно широким круговым обходом. Но крестом из бетонных плит заданиене исчерпывается. Тристороныбетонного креста имеют продолжение в виде грабовых живых изгородей, лучами расходящихся от кругового обхода. Между живыми изгородями выполнены посадки спиреи и молинии. Растения не подходят вплотную кживым изгородям для удобства стрижки.

Общее решение сада интересно прежде всего тем, что при любом передвижении по участку изменяется перспектива всего участка. Объёмыживых изгородей и тени от нихбудут постоянно восприниматься в новом ракурсе, закрывая забор, соседей, дом, террасу, в самых неожиданных комбинациях.

Четвёртыйбетонный луч из кругляшков заканчивается кострищем на террасе между диванчиками. Кострище – это сосуд на ножках, который легко установить в любом подходящем месте сада. Между террасой и газоном четыре куста скумпии, повторенные посадкой ещё двух, но уже между растений бордюра. Скумпии заключеныв своеобразные клетки, образованные четырьмя опорами из металла, составляющих колону. По верху колоны связаны такой же решётчатойдекоративной балкой. Это сквозной портик из металлической арматуры. Макет портика! Он прекрасно вписывается в общую концепцию сада, поддерживая классический, архитектурный дух всей планировки. От сада веет Элладой и Витрувием. И такое впечатление достигается без буквальных и набивших оскомину псевдоклассических деталей, без капителей из полимербетона, без фонтанов с Зевсами и прочих, так не подходящих к современной жизни садовых излишеств.

Система изгородей в этом саду – самый замечательный элемент. И прежде всего потому, что имеет хорошую перспективу. Сад – это не навсегда . Каждое поколение накладывает на него отпечаток своих пристрастий. Простая, с хорошими пропорциями структура, легче выдерживает разнообразные модификации сада, связанные с изменением вкусов.

И напоследок домашнее задание.

Придумать планировку сада, в основу которого положена фигура крест.

Использовать можно только набор из пяти растений, при этом четыре обязательных, а пятое на ваше усмотрение.



Смотрите также

Не ждите милостей судьбы, жарьте на зиму грибы!
Как сохранить капусту до весны
Какие зубцы чеснока лучше сажать?
Кабачковая икра, классическая

Вернутся в раздел Планируем сад с Мариной Крячко