Вестник цветовода
Меню

Ландшафтный тренинг с Мариной КРЯЧКО. Урок третий

В наше время аллеи не в моде. Кажется, что для маленького сада они слишком громоздкий элемент. Где уж тут аллею заводить, хорошо бы для альпинария найти место.

С другой стороны, аллеи привычнына школьных дворах, в детских садах, городских парках, старинных в усадьбах.

Их суть – сама простота и очевидность – два ряда растений, параллельных друг другу. Откуда повелась эта садовая привычка, аллея? Пришла ли она с юга, где дороги обсаживались деревьями, чтобы укрыть путника отизнуряющего солнца? Или из северных лесов, где аллее предшествовал образ просеки в лесу? Ведь на первый взгляд аллею даже сложно отличить от просеки.

В Михайловском въездная аллея была посажена дедом Пушкина в 80-х годах XVIII века. Аллея еловая, то есть из быстрорастущих деревьев. Ко времени Пушкинскойссылкив 1824–26 годах деревьям было по 40–50 лет, значит, это были высокие, по крайней мере, десятиметровые деревья. Но Пущин, навестивший своего лицейского друга, не замечает аллеи, он пишет только об узкой дороге, по краям которой лес и сугробы.

796f49395f.32.jpg

Найдётся ли место для аллеи в частном саду? Мне кажется, многих пугает само слово: раз аллея, значит высота – во! ширина – во! На самом деле аллея может быть самых камерных размеров, иной раз для неё достаточно 4-6 деревьев.

9ae6a13c51.img_5459.jpg

Планируя аллею, нужно помнить, что это всегда добавочное пространство на участке. Расположив аллею в центре сада, вы не отнимаете, вы прибавляете! Потому что кроме участков, получившихся в результате раздела пространства, возникает ещё одно, прежде не существовавшее. Это новое пространство не воспринимается снаружи, а только изнутри. Рассуждения об уединённых комнатахв саду останутся рассуждениями до тех пор, пока вы эти самые комнаты не соорудите. Аллея – первый и самый лёгкий шаг в этом направлении. Заметьте, никакая изгородь не умножает, она только делит. Аллея между тем сразу же создаёт «добавочную стоимость» за счёт своего внутреннего пространства.

Сравните два плана с аллеей вдоль границы участка и изгородью вдоль неё.

Изгородь только скроет или подчеркнёт забор, она неспособна на большее, и с этим ничего невозможно поделать. А вот аллея сразу же создаст тайную галерею, скрытый проход со своей внутренней жизнью и переживаниями.

Самый привычный вход в аллею – с торца. Но существуют варианты! Задумывались ли вы, что в аллею легко попасть, и подходя к ней по перпендикулярной траектории. Нужно просто вспомнить, что кружки на бумаге – это не просто кружки. Они имеют крону, ствол, под некоторыми кронами вполне возможен проход! Но если даже мы не сможем пройти под ними, пройти сквозь, в наших силах выгородить местодля прохода, пробить стену аркой – аллея не забор! И вот когда мы попадаем в аллею вдруг...

– Как это вдруг? У нас, что нет глаз, разве мы не поймём, что входим в аллею?

Аллея сбоку, в профиль, почти не различима от просто посадки, от просто изгороди. И когда мы эту стену преодолеваем, ничего особенного не ожидая, делаем последний шаг, вдруг – сбоку открываетсянеожиданная перспектива, которая сразу же отзывается в нашем воображении. Ведь из всех качестваллеи самое сильное, самое воздействующее на сознание – это перспектива, которуюаллея открывает, делая её зримой,реальной, делая её законом, который можноаллей проверить.

Если идти по аллее, которая пересекаетсясдругой аллеей, то в точке пересечения мы, конечно, посмотрим вдаль и вбок, но собственно вид не изменится. Мы двигались по сужающемуся коридору и посмотрели в такой же коридор, разве что с поворотом головы. А вот когда заходишьв аллею, ничего не подозревая,даже если заходишь в сотыйраз, эффект внезапнойперемены пространства очень силён.

Мы бродили по косогору, на котором когда-то стояла усадьба знаменитых художников. От усадьбы, как водится, ничего не осталось, посадки колхозной поры тоже порядком одичали. Из-под земли торчали ржавые краны, напоминающие об овощных грядках, заросли бузины были оплетены девичьим виноградом, что всегда говорит о том, что когда-то тут было жильё. По гребню холма тянулся ряд лип, просвечиваемый солнцем. Я дошла до него, вдохнула запах, вокругжужжание пчел. Сделала шаг и – обомлела. Так как оказалась лицом к лицу с единственным уцелевшим очевидцем усадьбы Лансере. Вправо и влево расходились под углом две аллеи, в реальность которых можно было поверить, только сделав последний шаг. Под ними ходила Зинаида Серебрякова, делая крюк, чтобы укрыться от солнца. Напрямую было короче, но идти по аллее приятней.

Кстати, о ходьбе. По аллее нужно идти, в аллее не постоишь, а если остановишься – только на миг, при встрече. Можно улечься на лугу, на горке, под деревом, но не в аллее. Аллея всегда побуждает к движению. Вот вам и фитнес! Вот и повод завести аллею, чтобы было место для гулянья.

c65b5255e6.7334.jpg

Ведь хватает собственной комнаты, чтобы ходить из угла в угол и размышлять. Так и на небольшом участке десятиметровая аллея станет коридором для уединённых гуляний.

Вы не задумывались, почему аллея всегда признавалась одним из самых характерных элементов русского сада? Мне кажется, аллея – это овеществлённый образ последовательности и порядка. Регулярность является самой сущностью аллеи. Даже если аллейные посадки смешанные или повторяется набор нескольких растений. А регулярности и последовательности страшно не хватает национальномухарактеру. И аллея несла в сад то, чего не доставало в жизни.

Пусть её забывали стричь, пусть растения выпадали, оставляя прорехи,регулярность, несмотря ни на что, сохранялась. Сохранялась основа, стабильность, некий намёк на порядок. В противовес природным садам и паркам, которые даже при лёгком небрежении, будучи оставленные в покое на двадцать-тридцать лет пропадали и растворялись в природе, как кусок льда в весенней луже.

Итак, как поместить аллею на участке? Рассмотрим варианты.

Аллея вдоль

9ae3917842..jpg

Говоря, что аллея вдоль участка, мы понимаем, что она расположенапараллельно длинной стороне. И сразу же возникает вопрос: какойв этом смысл, ведь так мы невольно ухудшаем ситуацию, зрительно вытягивая длинный участок или нарушаем пропорции почти квадратного участка. Попробуем найти положительные стороны в неблагоприятной ситуации. Задумаемся, так ли уж ущербна планировка, представленная на картинке?

Вытянутый газон легко трактовать как пространство, ориентированное на какой-нибудь завершающий элемент – дерево, вазу, скульптуру. Заметное превышение одной стороны над другой акцентирует любой предмет, который мы поместимв конце перспективы. Кроме того, аллея станет достаточна для прогулок, ведь мы использовали участок по максимуму.

Аллея поперёк

bf32e50d6c..jpg

Даже самые невыгодные пропорции длинного участка могут быть откорректированы таким решением, в особенности, если представить, что пространство между аллеей и забором может увеличиваться до необходимых нам размеров.

Аллея наискосок

9e3fdb237a..jpg

Такое расположение, как никакоедругое, демонстрирует возможности аллеи радикально изменить пространство сада. Был прямоугольник – стала трапеция, да ещё с довеском тайного сада – маленького треугольника, ограниченного аллеей и газоном.

Теперь задание.

Нужно придумать сад с аллеей. Проектировать мы будем всегдана конкретном участке. Площадь участка с домом 700 м2. Расположение дома очень типичное: он расположен ближе к одной из сторон участка, недалеко от улицы. Дом имеет выход в сад, за домом участок около 500 м2.На участке три старых дерева – две липы под западным забором и яблоня почти посередине участка. Убирать или включать в план нового сада существующие деревья – выбор остается за вами.

По сравнению с предыдущим заданием, когда к четырём обязательным растениям вы были вольны добавлять только одно, свободавыбора существенно увеличилась. Можно сказать, она выросла вдвое. Хотя ограничение в пять растений осталось, но теперь нужно к трём обязательным добавить два на свой выбор.

754270e731.1-rast.jpg

С какими растениями вам придется иметь дело на этот раз? Первая тройка кустарников – дёрен белый с серебристо-окаймлённой листвой, стефанандра и барбарис Тунберга Ауреа. Чем примечателен такой набор растений? Величина и габитус этих кустарников различны, но все они отличаются неяркими цветами. Дёрен и стефанандра имеют красноватую окраску коры. Барбарис легко поддается формовке. Каждый из этих кустарников имеет довольно выраженную физиономию, но вместе они выглядят нейтрально и в то же время не скучно.

235e159cf9.2-rast.jpg

Другой набор кустарников: кольквиция прелестная, гортензия древовиднаяи спирея Криспа. Каждый из них солист сам по себе, образ каждого может трактоваться как романтический. Практически всё лето эта троица, сменяя друг друга, будет в цвету, притом цветение – незаурядное.

В каком случае подбор недостающих звеньев окажется более сложным, видно из представленных примеров.

Аллея. Пример первый

5e36cdc148.1.jpg

Сад построен методом сложения. Весь участок разделёнскрещением дорожек на прямоугольники: в одном аллея, в другом газон, дальний угол от дома занимает беседка, ещё один угол – цветник, но так как многолетников у нас нет, приходится цветник заменить декоративной посадкой кустарников.Объединяет весь сад в одно целое бордюр, огибающий участок буквой Г.

Эркер ориентирован на беседку, стоящую не просто в углу, а в конце аллеи. Аллея из рябины шведской. Не беда, что аллея небольшая, всего в пять деревьев (или в десять шагов) – даже такая прогулка по саду каждый раз будет превращаться в небольшое путешествие. Представьте, чтоситуация была точно такая же, но без аллеи. Ивы от дома к беседке просто пробежали бы по газону или между цветами. В чём отличие? В обособленности пути – это раз! Только что вы сидели со всеми на террасе, со всеми вместе пили чай и вот бежите в беседку за забытым телефоном. Хотя вы всё так же близко от террасы, но вас почти не видно, мелькает только кофточка между веток и листьев. Это внешний взгляд.

А изнутри? Если бы дело ограничивалось только тем, что солнце не печёт голову. Нет, не только от зноя спасает этот проход под деревьями, в аллее изменяется взгляд на сад. Сад с террасы и сад из аллеи – это две совершенно различных картины, с явно выраженным первым планом во втором случае.

Нельзя не обратить внимания, что каждая часть сада в этом проекте становится «слугой двух господ». Цветник замыкает газон и служит главным украшением беседки. Ведь беседка толькоодной сторонойзамыкает аллею, а другим фасадом выходит на цветник, который будет восприниматься сквозь вьющиеся растения. Автором использован виноградовник с удивительными голубыми ягодами.

Аллея работает на беседку, но и для газона она является основным фоном, создавая стену вдоль его длинной стороны.

Такие проектные решения, когда все части сада взаимодействуют друг с другом, но взаимодействуют по-разному, – очень важный показатель качества ландшафтного проекта.

Аллея. Пример второй

78e24c022b.2.jpg

Планировочная схема напоминает предыдущее решение – аллея вдоль длинной стороны участка, в конце – беседка. Примечателен состав аллеи, её конструкцияс несимметричным расположением растений. И не просто отдельных растений -индивидуумов, но целых групп , из которых составлен скелет аллеи. С одной стороны ряд стриженных грабов, с другой – квадрат шаровидных туй на участке, ограждённом бортиком и покрытым щепой. То, что один из этих квадратов вклинивается в газон, а в унисон линии квадрата вдоль забора появляетсяживая изгородь, служит связующим элементом между двумя половинами участка. Если бы их не было, мы бы ощущали разорванность сада по долевой.

Стриженые грабы, в особенности отдельно стоящие особи, будут самой сложной в технологическом плане частью проекта. Но зато и самой эффектной.

Нужно всегда соотносить желательность уникальных элементов в саду и возможность их содержать.

Остальные части сада – массивы гортензии и спирей при этой планировке не вызывают вопросов.

Дополняя набор из романтических кустарников с продолжительным цветением деревьями, требующими формовки или достаточно правильную форму кроны, автор отсылает нас к традиции романтических садов.

При этом вся планировка сада очень современна и выглядит детищем модернизма.

Аллея. Пример третий

50aa013772.3.jpg

Диагональный проект, который за счет пересечения аллеи и канала легко отнести к кресту, который мы рассматривали во втором задании. Но автором он трактуется как аллея. И действительно аллея в этом саду занимает самое центральное место. Аллея из клена шаровидного, красивого растения, не требующего формовки, правда, достигающего со временем внушительных размеров. Для того чтобы избежать посадки растений в газон, предлагается устроить карманы с засыпкой корой. Карманы не совпадают с центром приствольного круга и смещены в сторону дорожки.

Когда газон пересекается дорожкой, мы ещё можем воспринимать его одним куском. Здесь же газон разделён на две части не только формально: хотя деревья не мешают проходу, они создают преграду для спортивных игр. Зато обечасти газона имеют свои центры притяжения. Один блокируется с террасой, на второй газон можнопопасть, только пройдя под перголой вдоль забора.

И обе эти части сада украшают посадки ели сербской. Ели, которая имеет коническую форму кроны. Шар и конус – может быть, это было идеей автора проекта, когда он подбирал растения для романтического набора?

Канал ещё не очень распространённое сооружение у нас в садах, хотя, на мой взгляд, он гораздо естественнее смотрится в саду горожанина, чем многие псевдоприродные водоёмы.

Человек издавнакопал каналы, канавки. В странах, где недоставаловоды, – для полива, в местностях с избыточной водой – для осушения. При создании декоративного каналаочень важно расположить его на участке с минимальным перепадом рельефа.

Аллея в саду расположена с ориентиром на беседку. Но аллея в беседку не упирается, а только приводит к зарослям, которые эту беседку прикрывают.

Беседка если и будет проглядывать, то только как намёк. А такая неопределенность необходима саду.

Проход на газон с террасы открыт только влевом углу участка. Вначале канал продолжался до ограждения, как показано пунктиром,но по трезвому размышлению автора его длина сократилась, открыв свободный доступ на газон.Выход на газон есть и с левой стороны, новыход дальний, вначале нужно пройти пол-участка насквозь.

Проход вдоль забора организован в виде галереи-навеса с опорами для лиан и садовой мебелью. Проход достаточно широкий. Это не только проход, но и отдельная, достаточно обособленная часть сада.

Задание на дом:

3a6207221a.3-rast.jpg

Придумать сад с аллеей. Подобрать два растения к существующему набору из трёх кустарников. Растения могут оказаться аллейными: и оба вместе, как мы видели во втором примере, или аллейным окажется какое-нибудь одно, а второе просто позволит решить какие-нибудь садовые нужды – стилистические или планировочные. В количестве растений вы не ограничены.

Сколько придумывать аллейных садов? Да сколько угодно! Чем больше, тем лучше. Аллея в саду всегда в помощь ландшафтному дизайнеру. Не стремитесь сделать хороший сад. Нужно попытаться разместить в саду аллею, а остальной сад приспособить к жизни по вашему вкусу. Я открою вам тайну. Как бы вы ни расположили аллею, вариант хорошего сада с этим расположением можно отыскать.

Нарисуйте аллею, подумайте, какой она может быть? Из каких растений? На каком расстоянии они будут расти? Как вы будете попадать в аллею? Как повлияет аллея на ситуацию на участке? Придется ли убирать существующие растения, не сделает ли ваша аллея участок слишком тенистым, или наоборот?

Чем больше вы зададите себе вопросов, тем лучше. Наша задача научиться отвечать на садовые вопросы!

Обязательно рисуйте размеры всех растений в масштабе. Считайте их количество. Вы вероятно заметили, что на всех учебных примерах очень тщательно все растения пересчитаны. Поступайте так же!

dbbda287a1..jpg



Смотрите также

Такие милые фиалки: виды, сорта, гибриды
Яблоня "Медуница". Посадка, уход, формирование, хранение плодов
Черенкуем клематисы
Лапчатка кустарниковая – золотистый кустарник для дачи

Вернутся в раздел Планируем сад с Мариной Крячко