Вестник цветовода
Меню

Ландшафтный тренинг с Мариной КРЯЧКО. Урок пятый

51ba762177.somov-konstantin-andreevich-d

Константин Сомов. Дамы в парке

Мы начали свои упражнения, пользуясь почти готовым ассортиментом растений.

Потом степень свободы увеличивалась.К заданному набору растений мы постепенно добавляли несколько штук. Выбор растений определялся нашими предпочтениями, мы выбирали те растения, которые выполняли какие-то планировочные задачи – давали тень, украшали сад своей хвоей или листвой, разделяли участок визуально, мы обращали внимание на цвет листвы или цветков, стараясь подобрать растения так, чтобы сад был декоративным на протяжении всего года.

Но на самом деле задачи, которые решает ландшафтный дизайнер, выбирая растения для сада, гораздо сложнее. Именно с помощью растений можно создать сильный художественный образ. Мне кажется ошибочным воспринимать план отдельно, а растения отдельно и думать, что одну и ту же планировку можно наполнить различным ассортиментом. Планировка и набор основных растений в хороших проектах и садах имеют глубокую внутреннюю связь, которую невозможно разорвать, не играя на понижение качества проекта.

Планировка и ассортимент – неразрывная, двуединая задача, которую ландшафтный дизайнер решает на протяжении всего периода проектирования.

С чего же начать? Как научиться, записывая в столбик деревья, кустарники, крупные злаки и многолетники, создавать некий художественный образ, задавать тему сада.Как находить логически обоснованный и стилистически убедительный ассортимент растений?

Вырабатывать это умение мы будем уже знакомым нам методом, выполняя упражнения или решая ландшафтные задачи. Но характер этих упражнений будет совершенно иной, чем прежде. Мы не будем рисовать и планировать. Мы займемся устными ландшафтными упражнениями.

Если приглядеться и подумать, можно заметить, что каждое растение имеет свой образ или характер, а не только цвет или габитус. Жёлтая роза, берёза или можжевельник вызывают у нас разные мысли, воспоминания, и чувства. Но самое замечательное происходит, когда мы растения соединяем в дуэты, трио или квартеты. Из такого соединения рождается новый смысл. В каждой такой компании растения значат уже нечто иное. Берёза с бузиной и берёза с гортензией, берёза с розами или берёзас овсом– каждая из этих пар имеет иную стилистическую окраску. Если добавить к этой паре третье, четвертое, пятое и т.д. растение,вы сможете уподобиться художнику, который смешивает краски на своей палитре.

И вот задание: придумывайте пары к самым обычным растениям – клёну, ели, каштану, сирени. Перебирайте мысленно растения и задумывайтесь, какие чувства эти пары у вас вызывают. Потом от пары можно переходить к трём, четырём, пяти растениям. Но расширение списка эффективно до определённых пределов. Стоит ограничивать его пятью–семью пунктами, иначе образ начнёт терять свою конкретность, становится рыхлым, расплывчатым.

Введение ограничений вырабатывает привычку находить эффективные и лаконичные решения, о которых можно будет сказать – не в бровь, а в глаз.

Мы будем выполнять задания, придумывая набор из 5–7 растений, связанных с каким-нибудь понятием или словом. И первым заданием будет разработка таких обычных повседневных понятий как север, юг, запад, восток. Стороны света – что скажут для вас эти слова в связи с садом?

География, наверное, подумаете вы. Да, сады, что очевидно, зависят от географии, но в наших упражнениях фокус будет в другом. Мы не будем проектировать сад для севера, юга или востока. Мы будем проектировать сад для себя, для своей конкретной области, но так, чтобы весь его облик заставлял подумать именно о стороне света, выбранной для этого задания.

Ведь в сознании каждого человека существует образ своего севера, свой образ юга, запада или востока. И не только потому, что каждый живет в своей географической точке и стороны света для этой точки различны. Каждое из этих понятий для разных людей по-разному окрашено, каждое имеет свой шлейф отсылок и соответствий, которые могут быть извлечены на поверхность и пущены в дело.

Возьмём первое слово«север». Что для вас это понятие – варяги или соловей разбойник? Алёнушка у омута или алтайские тропы? Камни Соловецких островов или «…и вреден север для меня»? А может, «на севере диком стоит одиноко»? Или медленное течение речушки в новгородской области, или «будете у нас на Колыме... Нет, уж лучше вы к нам»?

Север может быть очень дальним, а может быть округой вашей дачи, расположенной к северу от города. Найдите свой конкретный север – север, который вы можете хорошо представить, потому что бывали там не раз или читали о нём в книжках. Теперь постарайтесь вспомнить растения, которые связаны для вас с этим местом.

Связки, соотношения могут быть самые различные. Кружево вологодской резьбы вполне может вызывать ассоциации с цветками кольквиции.Если на даче у друзей под Питером вам запомнилось сочетание цветущей сирени и калины, то это полное оправдание вашего выбора. Всё идёт в ход – любимые стихи, рассказ подруги о городе, где она была в командировке, обмен мнениями в фейсбуке, мотив песни, картины любимых художников, сюжеты фильмов, вкус варенья на бабушкиной даче...

Я никогда не была в Тюмени, которая для меня безусловный север. Но прочитав в интернете рассказ Валерии Горяиновой о поездке в Тюмень на ландшафтную конференцию, я смогла составить вполне конкретный список растений тюменского сада, в котором господствуют ивы и рябины.

Какую бы сторону света вы ни изображали, помните, что перед вами стоит задача создать образ этого места, а не подобрать растения для заданных условий. Пусть этот образ будет сколь угодно субъективный, главное, чтобы свой выбор вы смогли обосновать.

Самое замечательно, что решать эти задачи можно везде: в метро, перед сном, гуляя с детьми. Называйте любую сторону света, представляйте место, связанное с ним, вспоминайте, какие растения будут наиболее удачно характеризовать это место.

Но это не всё. Затем список нужно подвергнуть тщательному анализу: все ли растения подойдут для условий, в которых сад будет существовать? Одинаковые ли у них требования? Сложно будет примирить в одном саду растения, которые, например, требуют разную кислотность почвы. Хорошо ли растения будут сочетаться друг с другом в реальном саду? Будет ли сад из этих растений декоративен достаточно продолжительное время? Чем больше вопросов вы зададите, чем больше информации соберете о выбранных растениях, тем лучше!

Теперь опять вернем к планировке.

Освоившись с такими садовыми основами, как крест, поляна и аллея, мы тут же почувствовали себя стеснёнными их рамками. И действительно, садовая жизнь гораздо богаче. В разных проектах эти планировочные приемы соединяются самым причудливым образом.

Упражнение, которое мы будем сегодня выполнять, позволит научиться соединять в одном плане аллею и поляну. Для начала удобно рисовать простые эскизы, чтобы почувствовать, как взаимодействуют эти элементы.

Нарисуйте план любого участка, можно схематично, но сохраняя пропорции. Расположите в любом месте этого участка аллею, под любым углом, любой длины. (Варианты размещения длинных аллей на участке мы рассматривали в предыдущем задании). И теперь попытайтесь, не меняя аллею, придумать место для поляны, то есть для открытого пространства.

Вот самый простой пример.

04c5aa2a8f.1-alleya.jpg

аллея 1

Обрывок аллеи, который расположен посредине участка. Что можно придумать с такой основой? Эту аллею можно представить стрелой, которая давит на геометрию участка, заставляя изгибаться газон дугой. И тогда стоит заметить, что любая садовая изогнутость не появляется сама по себе, а выходит под давлением садовых обстоятельств, как балка прогибается под снегом, как парус надувается на ветру.

Газон может окаймить, обойти аллею и станет похож на букву Г.

e8aaac0508.2-alleya.jpg

аллея 2

ad330d0c62.3-alleya.jpg

аллея 3

(2, 3 аллея). Аллея может вклиниться в пространство газона.(4 аллея).

c800b54c7e.4-alleya.jpg

аллея 4

И пространство этих садов получится разным.

Упражняйтесь постоянно, рисуя на участке аллею и находя различные варианты расположения газонов. Только два элемента – это ядро вашего решения, остальные планировочные частности всегда можно доработать.

Итак, задание: придумать набор растений с северной тематикой и нарисовать планировку сада с аллеей и поляной. Условия прежние.

Проектировать мы будем всегдана конкретном участке. Площадь участка с домом 700 м2. Участок достаточно типичен: дом расположен ближе к одной из сторон участка, недалеко от улицы. Дом имеет выход в сад. За домом участок около 500 м2. На участке три старых дерева – две липы под западным забором и яблоня почти посередине участка. Убирать или включать в план нового сада существующие деревья – выбор остаётся за вами. Вы ограничены пятью–семью наименованиями растений. Зато не ограничены их количеством.

В заключение предлагаю вам проекты, отвечающие нашему заданию.

Дача под Петербургом

e2cf73a350.img_7984.jpg

старые липы

3ce4650ef4.2.jpg

канал

«Почувствовать дух места, проникнуться им», – эти вроде бы затасканные и банальные выражения на самом деле стоят гораздо ближе к реальному успеху проектировщика, чем можно предположить. Так и этот проект отобран из-за явного желания автора работать с существующими (по заданию) на участке растениями. Вопрос в том, как учитывать?

6b00294142.img_2664.jpg

На рисунке ответ: старые липы включены в новую планировку сада. Они не просто оставлены как вынужденная необходимость – мол, что же делать, приходится их терпеть. Старые липы,в некотором смысле, определяют необычную форму плана, на них завязано всё решение, от их случайного расположения проектировщик отталкивается.

Когда-то у меня были сомнения, что старые деревья легко вписываются в новые регулярные посадки. Но опыт реконструкции Царскосельского парка, проведённой в 80-х годах прошлого века, убедительно доказывает обратное: липы, толщина стволов которых свидетельствует как минимум о послевоенной истории, встроены в ряды посадок на 40 лет младше.

В нашем проекте лип в аллее всего четыре. Справедливо полагая, что стрижка взрослых деревьев сама по себе испытание для владельцев сада, в качестве второго ряда растений избраны деревья, не требующие формовки. Это можжевельники колоновидной формы, растущие в лесах карельского перешейка. Некоторым добавочным аргументом выбора решения аллеи с неодинаковыми посадками по сторонам служит необычная, с поворотом, форма аллеи. Растения в такой аллее отличаются не только формой, но и количеством.

b21b1236a7.tabltca.jpg

Липа и можжевельники– одна эта пара уже обладает некоторым северным колоритом. Нас легко убедить, что эти растения уместны в саду под Петербургом, который не только является столицей белых ночей, но и городом, в котором царствуют липы.

Калина гордовина, которая высажена большими массивами между липами и за каналом, выбрана из-за своей плотной кроны, которая не противоречит всему стилю проекта с намёком на регулярность.Несколько кустов белоцветковой бедренцелистной розы, являющейся давним обитателем дач и парков, высажены перед окнами дома.

Под можжевельниками, между лип и перед домом высажена спирея иволистная.

Виноград девичий оплетает деревянную беседку, один из входов которой ориентирован на канал. Вначале в проекте вместо беседки была пергола, но потом её сменила закрытая беседка как более отвечающая духу проекта. В ней не прячутся от солнца, а укрываются от дождя, ищут защиты от промозглого ветра, разжигают очаг поздней осенью, когда каждый поход в садовый домик воспринимается как приключение в духе суровой романтики. Разве не она одолевает нас на оставленных после летнего шума дачах, когда щемит сердце от повисших плетей девичьего винограда и не лень тащить в беседку плед и ловить тепло греющего через стёкла солнца?

Декоративный водоём в виде канала и закрытая беседка, которая скорее напоминает садовый домик,играют на общую стилистическую связность проекта. Ведь трудно представить более характерную особенность парков северной столицы, чем каналы и перекинутые через них мостики.

Каналы в гранитных берегах и просто обложенные валунами, каналы с дерновыми склонами и покрытые зарослями кустарников – петербургские парки дарят огромный выбор идей.

Не могу не привести рассказ Александра Бенуа о его прогулке с поэтом Рильке в Петегрофе. Такие строки дают для понимания сути стилистики садов гораздо больше, чем иные скучные фолианты или новомодные фантазии.

«В совершенное умиление Рейнер Мария пришёл, стоя уже вечером на мосту через канал, ведущий от Большого дворца к морю и глядя в сторону ещё бившего Самсона. Солнце только что село, и дворец был освещен тем зеленоватым отблеском потухающей зари, которая является одной из самых пленительных особенностей полунощных стран. Все три ряда окон дворца продолжали ещё светиться, отражая северное небо, а серебряный столб Самсона стоял, как на страже, перед царскими чертогами, потерявшими всю свою плотность… Все прочие фонтаны уже перестали бить и потому в бассейне, что стелется под ступенями каскадов, незаметно было и малейшей зыби; всё отражалось с зеркальной чёткостью: и ели, и гранитная набережная канала, и серебро высоких крыш дворца, и толпы золотых статуй, расставленных по уступам. У Рильке, видимо, дух захватило. Он долго стоял в восхищённом безмолвии, а затем, обернувшись ко мне с совершенно изменившимся лицом и со слезами на глазах, воскликнул: «Да это просто замок Снежной королевы!». И действительно, картина была до того чудесна, что воспоминания о северных сказках, о феях и царицах, живших в хрустальных замках, возникали сами собой».

Архангельский гринпис

8eed57f156..jpg

«Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал», – сказано явно не про автора этого плана, где все завязано на красивый овал газона.

Аллея, изгибаясь дугой, вторит газону. Аллейное дерево достаточно необычное –лиственница. Лиственница былахарактерна для регионов вдоль Северной Двины, но из-за хищнического уничтожения почти исчезла. Исчезли знаменитые лиственничные рощи, об охране которых заботился ещё Пётр I. Так что включение этого дерева в проект имеет перекличку с историей и охраной природы – сад как прокламация в защиту погубленных растений. Эта тема становится всё более популярной. Кстати, на последней выставке в Челси внимание привлекал сад, имитирующий растительность на месте лесных пожаров.

36dfe1ec17.tabl.jpg

Аллейная посадка расширяется в углах участка двумя–тремя добавочными растениями. На первый взгляд, мелочь, но такой сбив матрицы превращает формальную аллею в проход через рощу.

Роща и аллея – это всегда антиподы, как антиподы непринуждённость и формальность, галстук и «облако в штанах». А их соединение в одно целое свидетельствует о нетривиальности решения.

Но дело не только в этом. Смородина в комбинации с вейником и бузиной разрезнолистной создаёт необычное трио, в котором не только намёк на опушки северных лесов, поскольку соединение кустарника и злака почти всегда отсылает к лесу, но и попытка художественной интерпретации облика растения. Бузина разрезнолистная вовсе не характерное для региона растение, но сплетением сероватых веток и листьев она намекает на рисунок изморози на оконном стекле.Ведь проектируется архангельский сад, где изморозь привычное дело. И ещё одно столкновение в этом, на первый взгляд, непростом саду. «Лесной» ассортимент растенийи овал плана в нашем сознании вполне академичны. А здесь брутальные деревянные постройки, северная тайга и изысканность планировочного решения. Даже старая яблоня не смогла поколебать планировку, её ветви пропущены сквозь перголу, которая, как и аллея, огибает дугой газон.

55b9757e7c.img_7968.jpg

И ещё одно дерево, которое связывает воедино столь разноустремлённые, разнохарактерные направления проекта – берёза плакучая. В её облике и рукотворность (характерная черта классического стиля) и заурядность лесного растения.

766cd760a1.img_5635.jpg

Уральский сад

72cbd7900a..jpg

Именно можжевельник явился основным растением, формирующим стилистику этого сада. И действительно на Южном Урале заросли казацкого можжевельника распространены по границе лесостепей. Вейник, можжевельник, курильский чай или лапчатка – представители степи. Лиственница и багульник – север Урала, тайга. Сформированные, как деревца на штамбе, лиственницы открывают вход в аллею из черноплодной рябины.

c81c6f6994.tabl.jpg

Тайга тайгой, но у нас разговор о саде. Липа выбрана, как символ единственного вида широколистных лесов Урала, а черноплодная рябина – излюбленный кустарник на уральских дачах. Никто не обижен – ни тайга, ни степь, ни дача. Самое замечательное, что автор сада не стал копировать скалистые отроги уральских гор, кручи, утёсы и водопады. Вся планировка, где аллея и поляна соединены самым обычным образом (сложением): аллейка от дверей из черноплодной рябины, поляна почти квадратной формы в конце участка. Тем не менее, такая планировка не выглядит надуманной и претенциозной, но вполне современной. Замечательна стриженая изгородь из лип, которой замыкается газон.

446370232b.img_8159.jpg

Такой же элемент живой изгороди присутствует у забора на террасе. Аллея, в которой мощение сделано из бруса, напоминает рисунок бревенчатых стен.

0bf266dc30.img_1808.jpg

Аллейка отделяет часть террасы под липами, где установлен детский домик и место для барбекю. Привлекательной стороной проекта стал большой бордюр вдоль восточной стороны участка. Можжевельник казацкий, высаженный группами, соединён с посадкой багульника, украшающего сад весной, и лапчаткой с вейником, которые отвечают за декоративность сада во второй половине лета. Бордюр с таким же набором растений, но гораздо более скромный по размерам, запроектирован и на западной границе участка.

План простой, что является хорошим поводом обратить внимание на качество всех садовых деталей, продумать каждую мелочь.



Смотрите также

Уникальные способы посадки винограда: в яму с дренажом и в траншеи
Плов с шампиньонами
Как создать собственную систему земледелия
​Клевер красный — женский лекарь первоклассный

Вернутся в раздел Планируем сад с Мариной Крячко