Вестник цветовода
Меню

Галина ПАНКРАТОВА И манят, и пугают

531ef341ee.20-romanticheskiy-sharm-sovre

Большая часть негативного опыта действительно связана с чайно-гибридными розами, но это не значит, что при выборе этих роз нужно сразу готовиться к подвигу. Далеко не каждый сорт, который предлагается к продаже в России, порадует владельца устойчивостью к грибным болезням, стабильной зимостойкостью и обильным цветением, но это только вопрос правильного выбора.

Немного из истории розоводства

Первая чайно-гибридная роза 'La France' появилась в 1867 году в результате случайного скрещивания предположительно между сортами чайной розы 'MmeBravy'и ремонтантной 'MmeVictorVerdier' в питомнике ‘Guillot et Fils’.Вначале садовая публика, приняв повторное и обильное цветение, не заметила новизны: серебристо-розовые густомахровые и ароматные цветки были прекрасны, но они оставались в духе традиций холодного сада и не внесли новых тёплых оттенков, столь притягательных в чайных розах.Только через два десятилетия, возможно благодаря патриотическому названию, наступило время славы сорта во Франции, а затем и мировое признание. Приверженцы Бурбонов избрали её своей эмблемой: дамы-роялистки стали носить золотые броши, а мужчины булавки с изображением розы. 'La France' сегодня является неотъемлемой частью истории розоводства, я не стану советовать её для каждого сада, но любая коллекция без неё не будет полной.

431d01a40f.1-roza-s-kotoroy-nachinayutsy

Роза, с которой начинаются чайно-гибридные розы ('La France', Guillot et Fils, 1867)

В дальнейшем массовые скрещивания чайных и ремонтантных роз дали богатство красок, изящество форм бутона и цветка, прекрасный запах. Чайно-гибридные розыначали быстро вытеснять ремонтантные розы из садов и цветочных магазинов и с тех пор популярность их не ослабевает. Несмотря на то, что в ХХ веке появились новые классы современных роз – флорибунда и шрабы (включая почвопокровные формы и английские розы), можно сказать, что этот век всё-таки прошёл под знаком чайно-гибридных роз, и символом века стала несравненная 'Mme A. Meilland' ('Peace', 'Глория Дей'). Эта роза ещё будет привлекать поклонников из будущих поколений и останется самым высоким стандартом навсегда.

72a350a8c7.3-roza-hh-go-stoletiya-mme-a-

Роза ХХ-го столетия 'Mme A. Meilland', ('Peace', 'Глория Дей') останется самым высоким стандартом навсегда.

Какой цветок таит бутон?

94c373e4cb.2-hudozhnikov-privlekayut-ne-

Лариса Псарёва. Оттенки воды. 2008 г.

Сегодня можно найти розу любой окраски, возможной для культуры, поэтому важнейший критерий выбора кроется в форме. Всё многообразие форм цветка роз укладывается в приближённую (схематическую) классификацию, в основу которой положены не количественные характеристики, а схожесть внешнего очертания цветка с геометрическими формами, что уже предполагает некоторые пропорции. Для роз характерны следующие формы бутонов (цветков): конусовидная (бокаловидная), чашевидная,шаровидная, розетковидная, квартированная, плоская, помпонная.

Любители роз сегодня, в основном, являются поклонниками бокаловидных и чашевидныхцветков, хотя некоторые находят свои идеалы среди загадочных шаровидных или свободных художественныхформ.

Конусовидная (бокаловидная) форма

c7ff26b32e.5-klassika-butona-lolita-lemp

Классика бутона ('Lolita Lempicka', Meilland, 2002)

Конусовидная (бокаловидная) форма создается укладкой высоких внутренних лепестков и отражает варианты пропорций, когда высота бутона больше (или значительно больше) его диаметра в основании. Высшая степень элегантности – это плотный удлиненный бутон с заостренным верхом как, например, у сорта('Lolita Lempicka', Meilland, 2002). Такую форму называют классической, и с бутонами именно такой формы многие любители связывают свои ожидания относительно совершенства цветка. Хотя иногда идеальный конический бутон прячет не так много лепестков и распускается в цветок неопределённой (свободной) формы. Некоторые цветки имеют удивительную симметрию в укладке лепестков ('Savoy Hotel', Harkness, 1989), другие – плотный спиральный центр как у 'Impératrice Farah’ (Delbard, 1992).

02ed22cd88.7-roza-kotoroy-mozhno-lyubova

Роза, которой можно любоваться и сегодня ('Savoy Hotel', Harkness, 1989)

Чашевидная форма

f08d1374e4.10-tipichnyy-primer-chashevid

Типичный пример чашевидного цветка старинного облика ('Candlelight', Rosen Tantau, 2001)

Чашевидная форма цветка формируется,если высота бутона примерно равна его ширине в основании. Края лепестков цветка чаще отогнуты наружу и открывают тычинки. Считают, что чашевидные цветки более женственны и чувственны. Цветки с махровостью около 30 лепестков, раскрываясь, могут принять плоско-чашевидную форму ('Souvenir de Louis Amade', Delbard, 1998), правда у такой формы сторонников не так много, хотя, как известно, простота никак не исключает красоту и элегантность.

Широкая мода на старинный тип цветка с многочисленными лепестками даёт примеры укладки лепестков в густомахровых розах. Иногда заметна некоторая упорядоченность или даже симметрия, но чаще встречаются варианты, когда несколько наружных рядов имеют упорядоченность укладки, а центральные лепестки сгруппированы сложно, причудливо или просто тесно (‘KordesJubilee’, W.Kordes’ Söhne,2012;'Piano', RosenTantau, 2007).

66ccaa671b.9-roza-souvenir-de-louis-amad

Роза 'Souvenir de Louis Amade' (Delbard, 1998) на фоне старинных вышивок бисером

Сторонников у чашевидных цветков старинного облика сегодня много, бум связан с появлением английских роз, однако если все цветки в саду будут иметь только такую форму, то это может оказаться скучным решением. Потомок известной семьи Гийо, селекционер Доминик Массад, создавший большую коллекцию сортов Generosa с английским типом цветка, признался нам, чтоуже устал от однообразия их облика и в настоящее время вдохновлен поиском новых свободных форм цветка.

Шаровидная форма

b2e9348817.12-sharovidnye-cvetki-madame-

Шаровидные цветки 'Madame Figaro' (Delbard, 2000)

Шаровидная форма цветка по пропорциям схожа с чашевидной,так как высотапримерно равна ширине в основании, но лепестки изогнуты по направлению к центру и как бы защищают тычинки. Такие формы встречаются не часто и привносят элемент интриги или тайны (‘Honoré deBalzac’, Meilland, 1994; 'MadameFigaro' , Delbard, 2000; 'History', RosenTantau, 2002)

Встречаются сорта, у которых форма цветка не может быть оценена высотой, шириной, объемом или количеством лепестков. Это уже «четвёртое измерение» –то впечатление, которое производит цветок, я такую форму называю магической. Примером такой формы для меня последние пять лет является 'Hommage a Barbara' (Delbard, 2004), роза притягивает взгляд, а память не находит аналогий. Особый шарм придают «аксессуары»: неровный или рассечённый край лепестков, текстура самого «материала» (шёлк, атлас, бархат), мелкая волна или заметная гофрировка лепестка и наконец, как драгоценное украшение, букет золотистых тычинок. Такие розы всегда не ординарны и, как правило, получают широкую известность.

c9f76043af.13a-tainstvennaya-i-zagadochn

Таинственная и загадочная Hommage a Barbara (Delbard, 2004)

Привлекают цвет и форма, но хочется и аромата

a90f9f0795.15chartreuse-de-parme-delbard

'Chartreuse de Parme' (Delbard, 1996) оставила свой след в парфюмерии

Пахнет далеко не каждая садовая роза, а сильный аромат встречается редко. Причина эта в быту объясняется просто и гуманно: селекционеры не выводят ароматные розы, поскольку не все люди переносят запахи без последствий для здоровья. На самом деле, это объясняется ещё проще: аромат – признак рецессивный (от лат. recessus – отступление), он может и не проявить себя в потомстве. Часто потомки даже ароматнейших роз вообще не имели запаха. Аромат самими селекционерами воспринимался как удача, награда за труд и долготерпение. В последнее время с развитием генной инженерии и биотехнологий появляется возможность регулировать и этот сложный признак. Так, компания Delbard рассматривает возможности включения аромата уже в селекционные программы.

f0795a6778.14-elegantneyshiy-cvetok-s-si

Элегантнейший цветок с сильным запахом ванили 'Le Rouge et le Noir' (Delbard, 1973) может войти в тематическую коллекцию 'черных роз'.

У каждого любителя розы ассоциируются не только с прекрасными цветками совершенной формы, но и с какими-то любимыми и узнаваемыми запахами, коллекция которых накапливается в памяти. Не все из нас имеют «чувствительные носы», и способность к восприятию запахов субъективна. «Копилки» запахов у разных людей тоже различны, каждый формирует свои эталоны. Современные физиологи отмечают, что нет двух человек с одинаковым восприятием аромата, это тоже сущность наших генов.

0cf79106c9.15a-kollekcionnyy-sort-lyubim

Коллекционный сорт, любимая роза мира - 1981 'Duftwolke' (Rosen Tantau,1963) с несравненным ароматом.

Что же является источником запахов роз, которые улавливает наше обоняние? Это летучие вещества эфирных масел, выделяемые мельчайшими железами на верхней стороне лепестка. Самые непостоянные (мимолетные) ароматы, которые обоняние воспринимает в первую очередь, относятся к семействам цитрусовых (лимон, мандарин, бергамот).На смену им приходят менее летучие ароматы: цветочные (роза, жасмин), фруктовые (персик, малина), пряные (гвоздика, мускатный орех, корица) и запах зелени (травы). Самые тяжёлые и устойчивые ароматы – это лесной (кедр, пачули)и бальзамический (ваниль). Запах розы включает разнообразные комбинации этих известных ароматов, а иногда добавляются совсем экзотические, как например, грибов или кожи.

7e195156c4.18-u-soeur-emmanuelle-delbard

У 'Soeur Emmanuelle' (Delbard, 2004)очень сильный букет ароматов аниса, базилика, укропа, лаванды и манго.

В современном саду не обойтись без роз, которые обладают интенсивным, очень индивидуальным ароматом, состоящим из оригинально сочетающихся обонятельных тонов. Легко испаряющиеся или более стойкие, цветочные и лесные, эти тона оставляют незабываемый след. Некоторые из них вошли в историю розоводства, оставили ароматный шлейф в парфюмерии и сохраняются в нашей памяти.

Незабываемые ароматы минувшего века

Dioressence(Delbard, 1974)

'Double Delight' (Ellis & Sweem, 1976)

‘Yves Piaget’ (Meilland,1984).

Valencia (W.Kordes' Sohne,1989)

'The Mac Cartney Rose' (Meilland, 1992).

‘Souvenir de Marcel Proust' (Delbard, 1993).

‘Frederic Mistral’ (Meilland, 1995)

‘ChartreusedeParme(Delbard, 1996)

'Souvenir de Louis Amade' (Delbard, 1998).

‘Caprice de Meilland’ (Meilland,1999)

Современныеароматы

‘Andre le Notre’ (Meilland,2001)

‘Parole’ (W.Kordes' Sohne,2001)

‘Botero’ (Meilland, 2003)

‘Senteur Royale’ (Rosen Tantau, 2004)

'Soeur Emmanuelle' (Delbard, 2004)

‘Beverly’ (W.Kordes' Sohne,2007)

‘Line Renaud’ (Meilland,2008)

‘Sweet Parole’ (W.Kordes' Sohne,2010)

‘Johann Wolfgang Goethe’ (Rosen Tantau, 2010)

‘Grafin Diana’ (W.Kordes' Sohne,2012)

Как сохранить память об аромате зимой

ffc278a276.19-napitok-dlya-gurmanov-mozh

Ароматические смеси. Лепестки розы являются хорошей основойдля ароматических смесей. В полном противоречии методу производства эфирного масла, когда бутоны роз собирают очень рано утром и сразу перерабатывают, лепестки роз для ароматических смесей собирают в течение солнечного дня, высушивают на солнце и затем хранят в герметичной таре.

Напиток для гурманов. Лепестками ароматных роз, не подвергаемых обработке химическими средствами защиты, наполнить бутылку, залить водкой хорошего качества, настаивать в течение 10–12 дней (пока лепестки не обесцветятся). Слить настой (лепестки выбросить, не отжимая), дать отстояться и использовать для приготовления напитков разной крепости и сахаристости. Можно процедуру повторить со свежими лепестками, но более двух раз не настаивать, может появиться слишком терпкий привкус. Сварить сахарный сироп (1кг сахара на 1000 мл воды), остудить его до 40–50 град. С и разбавлять настой по желанию, хотя лучше воспринимается напиток крепостью 16–20 град. Можно использовать только один сорт роз, но лучше брать несколько сортов с разной окраской и различными ароматами. Вместо букета ароматов вы получите букет вкусов. Вашу затею оценят не только гурманы.



Смотрите также

Огурец: секреты выращивания
Кабачковый рулет!
10 золотых правил ленивого садовода
Что делать с аквилегией после цветения?

Вернутся в раздел Говорим о розах с Галиной Панкратовой